Елена из Витебска ведет блог о своей жизни в TikTok. На днях женщину вызвали в налоговую. Оказалось, что ей нужно заплатить налог за 2025 и 2024 годы с денег, которые пользователи переводили ей как подарки во время стримов.
— Сходила я в налоговую второй раз, и мне сказали, что я обязана оплатить налог за 2025 год. Посмотрели, залезли там, где декларирование, — и за 2024-й [оплатить], — рассказала Елена и прикрепила видео с объяснением, которое записала в налоговой.
На видео сотрудница объясняет, что подарки от физлиц — это фактически доходы Елены, так как они получены от организации — TikTok.
@elena_d44 ♬ оригинальный звук — Elena
— Что не является доходом, полученным в результате дарения от физических лиц. И [в таком случае нет] освобождения от подоходного налога, предусмотренного п. 22 ст. 208 (Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц) Налогового кодекса. Понимаете? — объяснила сотрудница налоговой. — Если б вам напрямую физическое лицо перечисляло на карту денежные средства, не через TikTok, вот тогда бы это было как дарение. А то, что вам выводит TikTok деньги, — это считается доходом, полученным от платформы TikTok. И здесь льгота в данном случае не предусмотрена.
В марте нынешнего года Министерство по налогам и сборам разъясняло ситуацию с донатами. Начальник главного управления налогообложения физических лиц Андрей Ковалевский отмечал, что блогеры регистрируют донаты как подарки, им не нужны подтверждения, и платят налог с превышения льготной суммы. С 2026 года — это 6000 рублей от неблизких родственников (в 2025 году сумма была значительно выше — 11 516 рублей). Правда, он не уточнил, есть ли разница, как именно приходят средства — на личную карту блогера или в TikTok.
Елена не рассказала, есть ли у нее ИП для блогерской деятельности. Поэтому здесь по закону есть варианты. Она может заплатить налоги как физлицо — это 13% от разницы между полученной суммой и льготной (в 2025-м льготная сумма составляла 11 516 рублей, а в 2026-м — 6000 рублей). Если же она оформлена как индивидуальный предприниматель, то, скорее всего, ей придется заплатить 20% от полученных средств (она может включить в расходы еще 20% и заплатить меньше). Для ИП с доходом свыше 500 000 рублей в год применяется повышенная ставка — 30% на сумму превышения.
Видео витебской блогерки вызвало резонанс. Его посмотрели почти 490 тысяч раз. Под ним — более 1100 комментариев, и очень много людей не поняли логику налоговой:
- «Непонятно: банк является посредником, и TikTok является посредником».
- «Люди уже запрещают дарить друг другу что-то, и если дарят, то ты должен заплатить».
- «Я вот что-то не понимаю, почему все ноют… Доход в ТТ — это то же самое, что и в крипте и в трейдинге. Там ты налог платишь, а в ТТ — нет. Ну это уже тогда несправедливо по отношению к другим платформам, с доходов на которых нужно платить налог. Учитывая, что в ТТ люди тоже неплохо могут зарабатывать, это как раз таки справедливо!»
- «Я шла в налоговую с этим вопросом. Ответы двух инспекторов были разными. А когда попросила письменный ответ, тогда все стало по-другому. Поэтому совет: всегда просить письменный ответ».
- «Выплатила налог за 2025 год с дохода, превышающего 12 000 беларусских рублей (на самом деле — 11 516 беларусских рублей. — Прим. ред.). Налог взимали не со всей суммы от TikTok, а только с разницы за минусом 12 000».
- «Да давно уже все стримеры платят налоги с выведенных денег, а кто не платит — это дело времени. Дальше побольше накопится, и налоговая найдет вас».






